Анализ стиха жди меня

СВЕТОЗАР: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку Личная страничка участника Фамилия N участника Строки о войне анализ лирических произведений о войне Разве в жизни не так, как на войне? Елена Сидоренко, Украина, 251945 Сегодня мой друг защищает мне спину, А значит и шансы равны. Высоцкий Задавали ли вы себе когда-нибудь вопрос: "Что человеку дороже на войне: его жизнь или ощущение того, что он нужен кому-нибудь? Над этим вопросом я задумалась, лишь прочитав стихотворение Высоцкого, имеющее не совсем обычное название — "Песня лётчиков". В нём рассказывается о воздушном сражении двух друзей-лётчиков с немецкими бомбардировщиками. Тема войны всегда меня очень интересовала. Я никогда не могла понять, как люди сохраняют спокойствие, когда вокруг всё взрывается и ты не знаешь точно: увидишь своих родных или. Их восемь — нас двое, - расклад перед боем не наш, Но мы будем играть, - такое решение принимают друзья-лётчики, заранее знающие, что обречены, но верящие в победу. После того, как мессер вышел навстречу лирическому герою исход сражения окончательно определился не в пользу отчаянных воинов, они стали думать о будущей, возможно, уже загробной, жизни. И как вы думаете, что в этом размышлении самое поразительное? А то, что друзья мечтают в раю не мстить врагам, не воевать, а спасать и охранять. Да, именно спасать людей, нести им удачу на крыле. Становится не так важно, погибнут друзья или останутся живы. Главное, что при любом раскладе они сохранят веру в дружбу. А в таком случае товарищам не страшно ни на земле, ни в небе среди вражеских самолётов, ни в раю, ни даже в аду. Хотелось бы несколько слов сказать о своеобразии языка лучшего, на мой взгляд, барда России Владимира Высоцкого. Рассказывая о военных событиях, естественно, автор использует военную лексику: "мессер", "винты", "стропы" и т. Военная лексика сочетается с христианской: "человече", "архангел", "Бог, Дух и Сын святой". Эти два, не связанные между собой, на первый взгляд, пласта лексики настолько органично слились, может быть, именно потому, что место работы пилотов и место жительства святых — небо? Самое впечатлившее меня сравнение — "взлетят наши души, как два самолёта". Высоцкого "Песня лётчика" будет всегда трогать сердца людей, даже тех, кто не интересуется темой войны, потому что оно — о дружбе, преданности. А эти темы остаются актуальными на все времена. Галина Цой, Молдова, 151584 Война - жесточе нету слова. Наверное, это, одно из самых любимых стихотворений Твардовского, как нельзя лучше передаёт нам значение слова "война", ведь для каждого "война" обозначает разное. А что есть война? Особенно для тех, кто никогда на ней не. Никогда не слышал тревожных сигналов сирены, извещавшей о бомбежках, никогда не видел раны от взрывов, мертвые тела товарищей, с кем пару часов назад ел на редкость вкусную фронтовую кашу, никогда не стрелял в человека, пускай даже и во врага. Ведь враг - это тоже человек, такой же, как и ты сам, только стоящий по другую сторону баррикады. Но что это меняет? Во время сражения все рамки стираются ". Месиво из крови, грязи. Ему нет места ни на одной из войн, кроме Великой Отечественной. Это было другое, совершенно иное. Эта была Священная война. Главное отличие Великой Отечественно войны, наверное, в людях, точнее в том, что ими двигало: любовь к Родине, ненависть к врагу, а точнее, то, что эти чувства не покидали их ни на миг. Чтобы ни происходило у них перед глазами, они выполняли свой долг до конца, не жалея собственных жизней. В этом — характер настоящего русского солдата, настоящего воина. Здесь как нельзя лучше подходят строки из стихотворения Твардовского: Достойная смерть воина - смерть в бою. Если ж выпала такая доля, значит, надо принять её с честью, сражаться до победы, до конца. Когда, как один, поднимается вся страна, превращаясь в крепкий механизм, работающий лишь для одной цели, для победы. Это подвиг не только тех, кто сражался на фронте, но еще и тех, кто работал в тылу, на заводах и фабриках. Победа эта - заслуга не только тех, кто брал рейхстаг, это заслуга всех тех, кто пал под Москвой, под Курском, под Киевом, тех, кто форсировал Днепр, Одр, кто голодал в блокадном Ленинграде, кто надеялся на чудо в разрушенном Сталинграде, всех тех, кто без вести пропал на дорогах войны. Прошли года, сменились поколения, и единственное, что нам осталось делать, - это помнить. Хранить светлую память о павших, заботиться о живущих и стремиться сохранить мир и помнить слова Макиавелли: "Войны начинаются, когда хотят, а заканчиваются, когда могут". Всё дальше уходят годы Великой Отечественной войны. Но из памяти народной никогда не изгладятся события тех великих, героических лет. Сколько в этом слове холода и ненависти, сколько страха и горести, страданий и потерь. Мы знаем лишь о главном в этой войне, о подвигах великой армии, о героизме народа по ту сторону фронта, о героях советского тыла. Сколько потребовалось смелости и мужества, чтобы пройти через всё это! Да, история войны написана кровью смелых и сильных духом людей. Её своеобразие в том, что проходит она через сердце человека. Она не знает неудач, отступлений, сдачи территорий и позиций. Она даёт как бы конечную, победную формулу всей войны. Она символ и залог наших будущих побед. Мы и в неволе - всё равно в бою. Что б ни случилось, смерть мы встретим смело. И, жизнь отдав за Родину свою, Погибнем за её святое дело! Годы Великой Отечественной войны. Наше отечество пережило дни и месяцы смертельной опасности, и лишь колоссальное напряжение человеческих сил, мобилизация духа помогли пережить эту грозную беду. Есть истории огромный камень, Мы на нём напишем имена, Золотом их тиснем, чтоб веками Помнила и чтила их страна - Всех, кто умер за свою Отчизну, За её величие, расцвет, Всех, кто отдал дорогие жизни, Чтобы ярче лился счастья свет. Константин Симонов в предвоенные годы заметил: "перья штампуют из той же стали, которая завтра пойдёт на штыки". И когда ранним июньским утром в родной дом пришла беда, писатели сменили штатскую одежду на военную, став армейскими корреспондентами. У Алексея Суворова есть стихотворение, воплотившее настроения и чувства советских писателей, ушедших на фронт. Их было свыше тысячи человек. Не вернулись домой более четырехсот. Я шагал по обугленной боем меже, Чтоб до сердца солдата дойти. Был своим человеком в любом блиндаже, У любого костра при пути. Писатели военных лет владели всеми видами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Как и в годы Гражданской войны, самым действенным стало слово поэтов-лириков и писателей-публицистов. Тематика лирики резко изменилась с первых же дней войны. Ответственность за судьбу Родины, горечь поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность Отчизне, вера в победу - вот что под пером разных художников отлилось в неповторимые стихотворения, баллады, поэмы, песни. Лейтмотивом поэзии тех лет стали строки из стихотворения Александра Твардовского "Партизанам Смоленщины": Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, - Идёт война народная, Священная война. Стихи, выразившие гнев и ярость советского народа, были присягой верности Отчизне, залогом победы, били по врагу прямой наводкой. Нет, врешь, палач, не встану на колени, Хоть брось в застенки, хоть продай в рабы! Умру я стоя, не прося пощады, Хоть голову мне топором руби! Сурова "Присягаем победой": В нашу дверь постучался прикладом непрошенный гость. Над Отчизной дыханье горы пронеслось. В грозное время войны Присягают победой твои боевые сыны. Такие понятия, как Родина, Русь, Россия, русское сердце, русская душа, обрели невиданную историческую глубину, поэтическую объемность. Так, раскрывая характер героической защитницы города на Неве Ольга Берггольц пишет: Ты русская - дыханьем, кровью, душой, в тебе соединились не вчера мужицкое терпенье Аввакума и царская неистовость Петра. Женщине-матери, простой русской женщине, проводившей на фронт мужа и сыновей, пережившей горечь невосполнимой утраты, вынесшей на своих плечах нечеловеческие тяготы и невзгоды, но не потерявшей веры, посвятили поэты проникновенные строки: Запомнил каждое крыльцо, Куда пришлось ступать, Запомнил женщин всех в лицо, Как собственную мать. Они делили с нами хлеб - Пшеничный ли, ржаной, - Они нас выводили в степь Тропинкой потайной. Им наша боль была больна, - Своя беда не в счёт. В той же тональности звучат строки из стихотворения Симонова "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины. Но, трижды поверив, что жизнь уже вся, Я всё-таки горд был за самую милую, За русскую землю, где я родился. За то, что на ней умирать мне завещано, Что русская мать нас на свет родила, Что, в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла. Муза Анны Ахматовой обретает тон высокого гражданского, патриотического звучания. В стихотворении "Мужество" поэтесса находит слова, образы, воплотившие неодолимую стойкость сражающегося народа, звучащие с силой величественного хорала: Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах. И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь Не горько остаться без крова, - И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! На земле самый-самый лучший народ - дети. Как уберечь нам их в двадцать первом веке? Как сохранить детские души и жизни? Нельзя, чтобы детство называлось войной, как нельзя быть чёрному солнцу над детской головой, так напоминающей наш маленький земной шар: Как я хочу придумать средство, Чтоб счастье было впереди, Чтоб хоть на час вернуться в детство, Догнать, спасти, прижать к груди. Спасибо Вам, ветераны, за спасённый мир! Спасибо Вам, писатели и поэты, рассказывающие о Великой Отечественной войне. Ваши стихи, поэмы, рассказы и повести о тех грозных, трагических событиях заставляют нас понять, что такое жизнь и какой дорогой ценой она нам досталась. Они учат добру, человечности, справедливости. Подобно белым журавликам японской девочки, которая очень-очень хотела жить, они станут вестниками мира, добра и взаимопонимания. Победа - одна на всех Виктория Гизатулина, Узбекистан, 128249 Среди всех праздников День Победы стоит отдельно, он - особенный. Этот праздник заставляет всех задумываться об уникальности и неповторимости каждой человеческой жизни, о вечных ценностях - о Родине, чести, совести, мужестве, счастье, свободе. Отсчет жизни у многих людей до сих пор таков: до войны, во время войны и после войны. Нет в России ни дома, ни хаты, Где б не глянул на вас со стены Молодыми глазами солдата Окрыляющий подвиг войны. Кочетков Война - это не только битвы, сражения, фронт - это и ожидание своих близких. Самые проникновенные, самые благодарные поэтические строки посвящены матери:. Средь лицемерных наших дел И всякой пошлости и прозы Одни я в мире подсмотрел Святые, искренние слезы - То слезы бедных матерей! Им не забыть своих детей, Погибших на кровавой ниве, Как не поднять плакучей иве Своих поникнувших ветвей. Некрасов Над братскими могилами, на военных кладбищах, у Вечного огня памяти погибших в Великой Отечественной войне солдатам, стоит фигура склонившейся, плачущей матери. Мать - символ Родины-матери и олицетворение всех матерей, потерявших сыновей в годы Великой Отечественной войны. В моей школе N 94 в военные годы был госпиталь N 1264 для раненых на войне. На стене перед входом в школу с тех пор прикреплена памятная мраморная доска: "В этом здании в 1941-1945 гг. Здесь лечились многие воины. Многие поднялись на ноги, но многие не смогли оправиться от ран. В Яккасарайском районе Ташкента находится военное кладбище-мемориал. Каждое 9 Мая многие люди идут сюда на Волгоградское кладбище, чтобы почтить память тех, кто воевал за нашу мирную жизнь. В центре мемориала - Памятник плачущей матери. Над могилою братской мать рыдает седая. Хоть из мрамора вся, даже сердце из камня, Ни земля, и ни солнце, и ни ветер дубравный, Ни плакучие вербы над неманской кручей Ей сказать не осмелятся правды горючей. Максим Танк На Волгоградском военном мемориальном кладбище нет братских могил. Здесь все солдаты, умершие от ран в госпиталях Ташкента, названы поименно. И когда мы с мамой и бабушкой в День Победы приходим сюда, я всегда с болью и со слезами на глазах смотрю на высеченные на камне даты. Такова страшная цена нашей свободы. Они были юными, полными сил. О них скажет в одном из стихотворений поэт того поколения, Майоров, погибший в бою на Смоленщине в феврале 1942 года: Мы были высоки, русоволосы. Вы в книгах прочитаете, как миф, О людях, что ушли не долюбив, Не докурив последней папиросы. Именно это поколение понесло самые страшные потери в годы войны. Подсчитано, что из каждых ста воевавших этого возраста остались в живых только трое. Погибли на войне, не успев допеть свою последнюю песню, сказать главного слова, Коган автор знаменитой "Бригантины"М. Песню Булата Окуджавы из кинофильма "Белорусский вокзал" мы разучили на уроке пения в шестом классе, а потом я посмотрела фильм. До сих пор, лишь только начинают звучать первые слова песни, у меня по коже "бегут мурашки". Здесь птицы не поют, Деревья не растут. И только мы плечом к плечу Врастаем в землю. Горит и кружится планета Над нашей Родиною дым, А нам нужна одна победа Одна на. Мы за ценой не постоим! Оно сразу обратило на себя внимание, запомнилось, поразило. Необычно звучит уже первая строка. Умирает солдат, его хоронят товарищи. В яму, в могилу, в землю. А поэт говорит: ". В этом величие, грандиозность подвига простого солдата, "без званий и наград". Поэт продолжает свою мысль, и она приобретает поистине космические размеры: Ему как мавзолей земля - на миллион веков, и Млечные Пути пылят вокруг него с боков. Стихотворение - о подвиге простого солдата. Но этот подвиг так велик, что никогда не будет забыт. Больше вражьего шага не слышит, Отдыхает моя земля. Анна Ахматова Мне очень нравится есенинская строчка "Лицом к лицу, лица не увидать. Большое видится на расстоянии". Эти слова прекрасно объясняют то, как невозможно иногда сразу оценить величие какого-либо дела или поступка. И только со временем, издалека, со стороны, начинаешь понимать весомость и значение происшедшего. Величие подвига нашего народа в разгроме фашизма не только свято и бессмертно в веках, но со временем приобретает всё большую грандиозность и масштабность. Нас покориться никто не заставит" Елена Добшинская, Таджикистан, 120189 60 лет прошло с тех пор, как отгремели военные грозы. Но пепел сожженных городов и деревень, пепел миллионов узников концлагерей стучит в наши сердца. О величайших испытаниях, выпавших на долю нашего народа, я узнала по рассказам деда-фронтовика, по кинофильмам, по книгам. Особенно волнует меня лирика, созданная теми, кто встал на защиту нашей Родины. Многие из них пали смертью храбрых, но они и сегодня с нами, потому что слова, написанные кровью сердца, бессмертны. Берггольц и многих других является правдивой летописью военного лихолетья. Потрясают стихи, написанные летом и осенью сорок первого года. В ту страшную пору в душах людей возникало чувство неистового противоборства, породившую будущую энергию победы. Об этом "Клятва", написанная Анной Ахматовой в 1941 году: И та, что сегодня прощается с милым, Пусть боль она в силу свою переплавит. Мы детям клянёмся, клянёмся могилам, Что нас покориться никто не заставит. Это упрямое чувство помогало и тем, кто был на фронте, и тем, кто не покладая рук работал в тылу, и тем, кто голодал в холодном, осаждённом Ленинграде. Ольга Берггольц так писала о городе-герое: Над Ленинградом - смертная угроза. Бессонны ночи, тяжек день любой. Но мы забыли, что такое слёзы, Что называлось страхом и мольбой. Я говорю: нас, граждан Ленинграда, Не поколеблет грохот канонад, И если завтра будут баррикады - Мы не покинем наших баррикад. Эти строки, родившиеся в свинцовых сумерках блокады, голода и смерти, как точный сейсмограф, записывали биение пульса непобеждённого города. Поэзия военных лет, вобрав в себя все чувства, которыми жили люди, являет собой поразительное сочетание публицистики с самой задушевной лирикой. В первую военную зиму на всю страну со страниц "Правды" прозвучали и были переписаны миллионами людей строки стихотворения Не понять не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла. Это стихотворение стало для воинов, стоящих лицом к лицу со смертью, как бы заклятием от гибели. Такие стихи превращались в песни, они согревали сердца воинов, продрогшие на холодном ветру окопной жизни. Когда-то бытовало мнение, что музы молчат, когда говорят пушки. Наша литература опровергает эту истину. Поэты были вместе со своим народом и горьким утром 22 июня 1941 года, и радостным вечером 9 мая 1945 года, когда все просторы освобождённой от коричневой чумы страны слушали громовые раскаты салютов в честь Дня Победы. Благодаря их неумирающим строкам память о тех, кто грудью заслонил Родину от врага, навсегда останется в наших сердцах. За всё в ответе. Эльвин Мурсалов, Азербайджан, 124716 "И песня и стих - это бомба и знамя". Справедливость этих слов Маяковского особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны. В годы войны литература стала мощным духовным оружием сражающегося народа. Прав был Илья Эренбург, говоривший, что во время войны советские писатели "поставляли фронту душевные боеприпасы". Гневное чувство мести, ненависти к врагу переплетается в стихах военных лет с чувством любви к Родине. С какой-то особенной теплотой и в то же время мужской сдержанностью говорит о Родине Константин Симонов в стихах, посвященных другу, поэту Сколько в этих строках, написанных в тяжёлую пору отступления, боли за свой народ, веры в торжество нашего дела: Нас пули с тобою пока ещё милуют, Но, трижды поверив, что жизнь уже вся, Я всё-таки горд был за самую милую, За горькую землю, где я родился. Война, разлучившая миллионы солдат с их жёнами и невестами, с родными и друзьями, проверяла прочность их чувств. Истосковавшееся по ласке солдатское сердце ждало тёплых, душевных слов. Именно поэтому такой популярностью пользовались в то время лирические стихи Суркова, Симонова, Исаковского, Щипачёва и других поэтов. В нагрудном кармане гимнастёрки солдата, идущего в бой, были вырезки из газет со стихами "Жди меня" И сегодня нельзя без волнения читать полные боли и гнева строки стихотворения Алексея Суркова, рисующего смоленскую дорогу летом сорок первого: Толпы людей без конца и числа Шли нам навстречу в предутренней рани. Помню: старуха козлёнка вела, Девочка в тонких ручонках несла Маленький чахлый кустик герани. Гнал их из города ужас ночной, Пламя ревело за их спиной. В годы тяжёлых испытаний людям нужна была поэзия почти так же, как вода и хлеб. Слияние личного и общественного ощущалось уже во многих довоенных произведениях Михаила Исаковского. Достаточно вспомнить его всемирно известную "Катюшу", где мысли о любимом связываются с мыслями о счастье Родины: Пусть он вспомнит девушку простую, Пусть услышит, как она поёт, Пусть он землю бережёт родную, А любовь Катюша сбережёт. Но особенно ярко эта тема раскрылась в стихах Исаковского военных лет: "Огонёк", "Ой туманы мои, растуманы. Твардовского военных лет рассказывают о фронтовой жизни, о трагических событиях войны, о самоотверженности и мужестве советских людей в борьбе с врагом. В тяжёлые годы войны в газетах и журналах появились главы поэмы "Василий Тёркин". Главная черта характера Тёркина - его безграничная любовь к Родине. Грянул год, пришёл черёд. Нынче мы в ответе За Россию, за народ И за всё на свете. Мы всегда ощущаем в поэме присутствие автора, глубоко переживающего то, о чём он пишет. Это он сам видел, как Люди тёплые, живые Шли на дно, на дно, на дно. О чувстве личной ответственности "за Россию, за народ и за всё на свете" говорит и Маргарита Алигер в поэме "Зоя" - волнующем рассказе о юной партизанке Зое Космодемьянской. В тяжёлые дни сорок первого года Николай Тихонов написал поэму "Киров с нами", в которой воспел беспримерное мужество защитников города на Неве. Друзьями осаждённого Ленинграда были украинцы и татары, азербайджанцы и грузины - все народы страны. Из Казахстана донёсся до города Ленина голос Джамбула Джабаева: Ленинградцы, дети мои! Мне в струе степного ручья Виден отблеск невской струи. К беспощадной борьбе с захватчиками призывали страстные стихи народного поэта Белоруссии Якуба Коласа: За каждую сажень Земли нашей милой, Что кровью полита Из дедовских ран, Поплатится ворог Бесславной могилой, Где вырастут только Полынь да бурьян. В годы Великой Отечественной войны народный поэт Азербайджана Самед Вургун создал ряд антифашистских патриотических произведений: "На страже Родины", "Партизанам Украины", "Мне так рассказывали" и. Молчит о нём сейчас Фугасами распаханная пажить. Избавлена Европа от змеи. Спасли весь мир советские солдаты. В сырой земле товарищи мои, В сердцах живущих - память славной даты Здесь вписаны и наши имена, Сыны Баку, сыны родного края. Над ними возвышается грандиозная фигура советского воина-освободителя. Одной рукой он прижимает к себе маленькую девочку, в другой держит меч. И, за судьбу земли спокоен, Её простор обозревая, Стоит под солнцем русский воин, Ребёнка к сердцу прижимая. Он родом из Орла иль Вятки, А вся земля его тревожит. Его в России ждут солдатки, А он с поста сойти не. К этой Победе шли трудно, с большими потерями, но неуклонно вперёд. Эти три слова точно выражают суть сурового и героического времени. В нашу дверь постучался прикладом непрошеный гость. Над Отчизной дыханье войны пронеслось. В грозное время войны Присягают твои боевые сыны. Сурков Шёл 1941 год. Лето, время отпусков, выпускных вечеров в школах. Живи, твори, радуйся, люби, но страшное слово "война" всё перевернуло, всё перечеркнуло. Добровольцами на фронт уходили выпускники школ, которые сменили белые платья и пиджаки на гимнастерки и шинели, туфли - на сапоги, учебники - на автоматы. Все, кому было дорого отечество, не могли смириться с тем, чтобы враг одолел нашу страну. Огромная страна встала на смертный бой. Страшный бой идет, кровавый, Смертный бой не ради славы - Ради жизни на земле. Твардовский Невозможно описать все подвиги, но неизгладимый след их навсегда остался в наших сердцах. Никогда не уйдут из памяти людей такие события, как блокада Ленинграда, победа под Москвой и Сталинградом. Мы знали, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Ахматова Я люблю поэзию, но поэзия о войне жестока. Нельзя читать спокойно такие строки: Лежало как-то неумело По-детски маленькое тело, Шинель ко льду мороз прижал, Далеко шапка отлетела. Твардовский Скорбью о погибших проникнуто и знаменитое стихотворение Твардовского "Я убит подо Ржевом". В этом стихотворении безымянный солдат, который был убит в безымянном бою, похоронен в безымянном болоте, но безымянные как бы вопрошают живых: взят ли Ржев, отстояли ли Москву, не допустили ли врага до Урала? В этих словах неприятие войны всеми, кому дорог мир и жизнь. В этой строке сострадание о погибших. В этих словах звучит призыв к защите Родины. Сказать правду о войне, обо всем, что она принесла с собой, что открыла, о чем заставила думать, - это главное в произведениях о войне. Писателей по праву можно назвать хранителями памяти человеческой. Мне посчастливилось жить с прадедушкой, который прошёл всю войну, был ранен, но, к сожалению, его сейчас уже нет в живых. Прадедушка Гавриил Иванович Сокуренко был награжден многими боевыми наградами: орденами и медалями. Помнится мне один тёплый майский вечер. Прадедушка приехал к нам погостить в Астану, мы сидели за столом, пили чай, и я попросил его рассказать что-нибудь из фронтовой жизни. Попал я на передовую в качестве шофёра, тогда машины были "ЗИС-5", я тебе их показывал на фотографии. Даёт нам приказ командир: доставить во что бы то ни стало боевые снаряды на передовую линию фронта: по связи передали, что снарядов там почти. Наша колонна двинулась в путь, когда мы проезжали через небольшой мост, налетели немецкие самолеты, и началась бомбежка. Мы покинули машины, побежали в ближайший лесок, чтобы переждать обстрел. Вдруг я увидел, что первая машина загорелась, все остальные машины стояли за ней в ряд. Если она сейчас взорвётся, значит, будут взрываться все, а главное, мост. Я, не раздумывая, бросился к горящей машине, в мыслях было только одно: пусть ключ зажигания окажется в. Он был на месте. Я завёл машину, встал на подножку, немного проехал и пустил её под откос. Вскоре самолеты развернулись и улетели, мы продолжили путь, снаряды были доставлены вовремя. Вот за это я получил свой первый орден Красной Звезды, его дают за личный подвиг. Ты спрашиваешь, о чем я думал, когда бежал к машине, трудно ответить, но я знал, что без снарядов не отбить вражеских атак, будет много загублено людей. Страшно ли мне было? На войне, правнук, страшно всегда". Мы снимаем шапки и кланяемся вам до земли, дорогие наши ветераны, за ваш подвиг за вашу победу, за ваш бесценный подарок нам - свободу. О, сколько горьких испытаний На долю выпало твою! И шёл ты в бой с одним призваньем - Отчизну защищать. Тебе скажу, ровесник мой, Что, если встретишь человека С наградами, седою головой, Взгляни в глаза ему при. Его глаза и ноющие раны Живы, как правда, как наказ, Я горд и счастлив, ветераны, Живу сегодня среди. Дымов Фронт проходил через сердца людей. Олег Сон, Узбекистан, 127200 Одним из самых замечательных произведений о Великой Отечественной войне, на мой взгляд, является повесть Виктора Астафьева "Пастух и Пастушка", написанная в форме современной пасторали. Это история короткой и яркой любви двух молодых людей, случайно встретившихся в ночное затишье между жестокими боями местного значения. Лейтенанту Борису Костяеву и Люсе судьба отпустила лишь несколько часов счастья - именно столько времени проходит от первой их встречи до расставания длиной в вечность. Они больше никогда не встретятся никогда: Борис умирает в санитарном поезде после ранения, а Люся находит его могилу через многие годы после войны. Но она пронесла свою любовь через жизнь. Особенность этого произведения в том, что война показана через самые сокровенные, светлые чувства людей, которые всегда обостряются в минуты тяжёлых испытаний. Писатель как бы говорит нам, что фронт проходил тогда, прежде всего, через сердца людей, именно в душе человека с ружьём находилась передовая борьбы между добром и злом, человечностью и жестокостью, жизнью и смертью. И наши деды победили потому, что были гуманнее, добрее и нравственно выше, чем фашисты. О любви в военное лихолетье говорится и в других повестях Виктора Астафьева: "Звездопад", "Где-то гремит война. Все они пронизаны мыслью: любовь побеждает войну, она возвышает человека, делает его сильнее. Эти повести, бесспорно, в ряду лучших лирических произведений о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Победа в ней - это подвиг всего советского народа. Свыше 11500 советских воинов стали Героями Советского Союза, миллионы защитников Родины награждены боевыми орденами и медалями. Одним из таких защитников был мой прадед. Несмотря на то что моей бабушке было пять лет, когда её отец ушёл на войну, она очень часто вспоминает о нём, рассказывает о его заслугах, о возвращении с фронта. Для неё он - герой. Со слезами вспоминает фронтовое письмо от любимого папочки: "Милая моя Маруся! Как здоровье твоё и детей? А Аидочка это моя бабушка пошла в первый класс? А от отца ничего не слышно? Буду стараться как можно быстрее вернуться домой. Бабушка рассказывала, что он воевал под командованием Рокоссовского, Василевского и Луганского, которого она видела. В 1943 году отец имел ранение. А в 1945 году дошёл до Берлина, но вернулся он не в 1945, а в 1946 году, так как воевал с Японией. Уже десятилетия отделяют нас от той поры, в которую жил прадедушка, от суровых дней войны. Уходят поколения, вынесшие тяжёлый груз войны. Но народная память сохранит и немеркнущий подвиг, и неслыханные страданья, и непреклонную веру людей в победу. Одни из них попали в строевые части, пожилые записались в народное ополчение, а кто-то уехал в действующую армию с удостоверениями военных корреспондентов центральных газет. В их числе был и Константин Симонов. За все годы войны, пожалуй, не было ни одной "горячей точки", где бы не побывал журналист Симонов, корреспондент газеты "Красная звезда". Он везде успевал, для него не существовало никаких запретов: плавал на подводной лодке в Констанцу, тогдашнюю базу фашистов, участвовал в атаке на крымской земле, многие дни и ночи провёл среди пылающих кварталов Сталинграда. Именно поэтому корреспонденции Симонова воспринимались как свидетельства очевидца больших и малых событий войны. Помимо оперативных сообщений, Константин Симонов не оставлял в стороне и поэзию; журналист печатает и стихи. Они сразу же нашли благодарного читателя. Стихотворения обостряли любовь человека к "большой и малой" родине, умножали ненависть к "коричневой чуме". Страстно звучат строки стихотворения "Убей его! Симонов описал войну такой, какой она была в действительности, ничего не утаивая, ничего не приукрашивая: "Боец упал, преследуя врага, "к Западу лицом", ". Сыну было - пусть узнает мать - лицом на Запад легче умирать". Тяжёлый ратный путь длиною в 1418 дней прошёл солдат, и этот героический путь показывает Широкую известность приобрело стихотворение Симонова "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины. Это стихотворение о безмерном бедствии и душевной красоте, силе русского человека, готовности вынести любые страдания ради победы над врагом. Нас пули с тобою пока ещё милуют. Но, трижды поверив, что жизнь уже. Я всё-таки горд был за самую милую, За горькую землю, где я родился. За то, что на ней умереть мне завещано, Что русская мать нас на свет родила, Что, в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла. Симоновские стихи о том, как в войне закаляются человеческие характеры, цементируются отношения между людьми, углубляются такие понятия, как товарищество, дружба, любовь. Поэт видит в солдатской дружбе могучую силу, способную нравственно возвысить человека. Ведь на фронте, на этой полосе, отделяющей жизнь от смерти, в полной мере проявляется чувство ответственности перед Родиной, товарищами и перед. Фронтовое богатство - это пополам невзгоды, кусок хлеб, глоток воды, это готовность отдать другу последнюю рубашку. Очень тяжело терять друзей, но по неписанному закону дружбы к выжившему переходит "наследство" товарища: Неправда, друг не умирает, Лишь рядом быть перестаёт. Он кров с тобой не разделяет, Из фляги из твоей не пьёт. В землянке, занесён метелью, Застольной не поёт с тобой И рядом, под одной шинелью, Не спит у печки жестяной. Упрямство, гнев его, терпенье - Ты всё себе в наследство взял, Двойного слуха ты и зренья Пожизненным владельцем. Вырезки из газет с этим стихотворением бойцы бережно хранили в карманах гимнастёрок, помнили наизусть. Пожалуй, такого не бывало ни с одним стихотворением за всю историю мировой поэзии. Симонов чутко уловил движение человеческих чувств, сумел увидеть глубинную связь между личным и гражданским. Любовь к женщине, женская верность и солдатская доблесть, воинский подвиг оказались нерасторжимыми. Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: - Повезло. Это стихотворение по праву причисляют к классическим произведениям советской литературы, его переложили на музыку, так же как и "Бьётся в тихой печурке огонь. Глубоко трогательны строки, посвящённые детям войны, которых встречал поэт в прифронтовой полосе. И между сабель и сапог, До стремени не доставая, Внизу, как тихий василёк, Бродила девочка чужая. Того, кем путь наш честно прожит, Согнуть труднее, чем сломать. Чем, в самом деле, жизнь нас может, Нас, всё видавших, испугать? И если нет других путей, Мы сами вновь пойдём в сраженья, Но наших судеб повторенья Не будет в судьбах сыновей! Поэт признаёт важность того дела, той роли, которую играют на войне военные корреспонденты. Они фотографировали, снимали на киноплёнку, фиксировали в очерках саму историю, оказываясь в гуще боевых событий. Не ждали наград, а честно выполняли свой гражданский и профессиональный долг. Константин Симонов, в чьём творчестве главной является военная тема, остался ей верен до конца своей жизни. Ему "всё рифмы какие-то слышатся, оттуда, из нашей войны". Встречи с боевыми товарищами, поездки по Европе, по местам, где когда-то шли бои, да и собственные воспоминания - всё самым тесным образом связано с "сороковыми". Ещё не одно стихотворение напишет поэт во славу погибших, ещё много тёплых слов будет сказано о тружениках и труженицах тыла, о женской любви и верности. Строки, добытые в боях Анна Пашкова, Украина, 120468 "Строки, добытые в боях" - так называется поэтический сборник, который я недавно прочла. В нём собраны стихи военных поэтов - "юношей сорок первого года". Эти стихи - поэтические документы того страшного времени. Это суровая правда о войне, написанная фронтовиками. Молодые поэты, вчерашние школьники и студенты, шагнули под пули, "подставили своё плечо под тяжелое время" Один из них, Евгений Винокуров, не окончив десятого класса, ушёл сначала в офицерское училище, а потом на фронт. Вчера мы писали диктанты, Чертили на досках круги. А утром уже интенданты Нам выдали сапоги. Среди добровольцев, ушедших в первые военные дни на фронт, была и Юлия Друнина. Я ушла из детства в грязную теплушку, В эшелон пехоты, в санитарный взвод. И тысячи во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. Самойлова, всё слилось воедино: "война, беда, мечта и юность". Молодые солдаты-поэты горячо любили Родину, свой народ, Россию. В скупых этих строках - глубочайшая преданность родной земле, великая духовная сила, рождённая в огне сражений. Пожалуй, наиболее точно и ярко это чувство выразил От чёрного дня до светлого дня Пусть крестит меня испытаньем огня. Идя через версты глухие, Тобой буду горд, Тобой буду твёрд, Матерь моя, Россия! Это рассказ "от первого лица" о кровавых буднях передовой, о погибших товарищах. Это размышления о судьбе, воспоминания об отчем доме. Поэты были молоды, многим едва исполнилось двадцать. Война сделала их взрослыми. Их поэзия была порой бесхитростна, лишена литературных изысков, но строки их стихов заставляют сжиматься сердце. Всё в стихи я хочу переплавить: Пытки ночью, расстрел поутру. Если в лагере сам не умру. Будучи тяжело контуженным, он попал в фашистский плен. Концлагеря не сломили его, не озлобили сердце. Там он начал писать стихи, которые поддерживали силу духа военнопленных. Этот сборник стихов мне дорог. Авторы - мои ровесники, многие из них так и остались в том далёком сорок первом. Десятилетия отделяет нас от тех страшных дней. Наш человеческий долг, наша обязанность - знать правду о войне. Поэтический сборник "Строки, добытые в боях" - правда о великом мужестве советского солдата, правда о его бессмертном подвиге. Их оружием было слово. Натия Хандолишвили, Грузия, 128328 Все годы Великой Отечественной войны писатели были там, где ковалась победа. Главным оружием писателей-фронтовиков было их слово. Уже прошло более полвека после той ужасной войны, но люди, оставшиеся в живых, помнят, какую огромную роль в их жизни сыграла поэзия в пору великих испытаний. Поэты стихами находили верный путь к сердцам солдат и тружеников тыла. О чём бы они ни писали, за каждым их словом, образом неотступно стояла дума о Родине. В лирических стихах и песнях военных лет раскрылась душа народа, его любовь к родной земле и ненависть к врагу. События войны, от первых дней до победного конца, оказывали огромное влияние на поэзию того времени. Для самых первых стихов о войне характерны суровые интонации, повелительные формы: "Вперёд! В наступленье", "Опрокинь врага, задержи! Позднее появляются интонации сурового рассказа о злодеяниях врага. Возникают и стихи с преобладанием исторических мотивов. В поэзии военных лет особое звучание приобретает тема солдатской дружбы, любви, товарищества. Полнее всего она представлена в лирических стихах В его произведениях верность бойца, чувство товарищества, прямота и откровенность являются определяющими боевой дух человека, его стойкость в бою, его преданность Родине. Духом товарищества проникнуто стихотворение Симонова "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины". Обращаясь к другу, поэт говорит здесь о Родине, которая сейчас открылась ему по-настоящему. Чувство связи с Родиной, с простыми русскими людьми продиктовало поэту сам характер стиха, его лирическую, взволнованную интонацию: Ты знаешь, наверное, все-таки Родина Не дом городской, где я празднично жил, А эти проселки, что дедами пройдены С простыми крестами их русских могил. Все лучшее, что есть в этих стихах, увидено тем "жестоким зрением", которое дано человеку войной. Наиболее сильным среди них является стихотворение "Жди меня". Одно чувство, одна мысль целиком заполняет сердце солдата: Жди меня, и я вернусь, Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди. Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. По своему словесному и ритмическому материалу стихотворение крайне скупо, но скупость речи в нём подчеркивает глубину чувств. В стихотворении не только горячая мольба "жди меня", но и суровый совет не желать добра "всем, кто знает наизусть, что забыть пора". Поэтому и умение ждать раскрывается как большой душевный подвиг. Годы войны для советских людей были временем больших раздумий о жизни, о Родине, о человеке. Тем же самым жили и поэты. Хотя и медленно, но время шло. Тяжелой была цена, которой советский народ заплатил за победу. Однако жизнь брала своё. Люди надеялись на лучшее и ждали от жизни лучшего. Эту надежду лелеяли и поэты в своих стихах. В них уже преобладали светлые краски, солнечные и радужные. Они вместе с народом верили в прекрасное будущее, и эта вера помогала им строить разрушенное и жить в полную силу. Взошел на утёс черноморский матрос, Кто Родине новую славу принёс И в мирной дали идут корабли Под солнцем родимой земли. Мы победим, клянусь тебе Россия. Фархад Раимов, Узбекистан, 128270 Говорят: "Когда стреляют пушки - музы молчат. Они, как могли, помогали создавать такие проникновенные строки, которые, пройдя сквозь годы, не утратили своей силы. Ну разве могут оставить кого-либо равнодушным стихи Бориса Слуцкого "Мои товарищи"? Сгорели в танках мои товарищи До пепла, до золы, дотла. Трава, полмира покрывающая, Из них, конечно, проросла. Мои товарищи на минах подорвались, взлетели ввысь. И много звёзд, далёких, мирных, из них, моих друзей, зажглись. Всё меньше и меньше остаётся участников тех событий. Но забыть о них никто не имеет права. Наша совесть не даст забыть тех, кто свято верил в Победу: Ещё война. Но мы упрямо верим, Что будет день - мы выпьем боль до дна. Широкий мир нам вновь раскроет двери, С рассветом новым встанет тишина. Это строки стихотворения Георгия Суворова, который воевал на фронте и погиб за год до Великой Победы. А вот поэтические строчки неизвестного солдата, которые был найдены в развалинах лагеря смерти в Заксенхаузене: Я вернусь к тебе, Россия, Чтоб услышать шум твоих лесов, Чтоб увидеть реки голубые, Чтоб идти тропой твоих отцов. Поколение тех суровых лет хорошо знало, что им выпала самая ответственная и в то же время почетная обязанность - защищать Отечество: Штыки от стужи побелели, Снега мерцали синевой. Мы, в первый раз надев шинели, Сурово бились под Москвой. Безусые, почти что дети, Мы знали в яростный тот год, Что вместо нас никто на свете За этот город не умрёт. Игорь Иванов В трудную годину происходит обострение человеческих чувств. И если это ненависть к врагу, то она идёт из самой глубины человеческой души: Гнилой фашистской нечисти Загоним пулю в лоб, Отребью человечества Сколотим крепкий гроб. В то же время как нежно, как трогательно говорилось о любви. Такие проникновенные строки могут создаваться лишь в очень драматичный период жизни. Но особенно удивительно, как могли уместиться в солдатском сердце такие противоположные чувства - любовь и ненависть, огонь и лёд. Если у ненависти был один объект - враг, то у любви их было несколько - Родина, мать, любимая. Часто эти святые для каждого человека понятия переплетались и создавался единый образ - любимой Родины-матери: Я патриот. Я воздух русский, Я землю русскую люблю, Я верю, что нигде на свете Второй такой не отыскать, Чтоб так пахнуло на рассвете, Чтоб дымный ветер на песках. И где ещё найдёшь такие Берёзы, как в моём краю! Павел Коган погиб в 1942 году Особенно трогательно и нежно написаны стихотворения, посвященные любимым, которые остались в родной стороне. Эти строчки до того мелодичные, что большинство из них стали песнями. Это и "В лесу прифронтовом" Михаила Исаковского, и "Бьётся в тесной печурке огонь" Алексея Суркова:. Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От твоей негасимой любви. Но вот "отгремев, закончились бои", и Великая Отечественная стала историей, оживающей в документальных и художественных кинолентах, в стихах, песнях. Ещё живы те, кто был на фронте, работал в тылу. Их, к сожаленью, с каждым годом становится все меньше. Всё дальше и дальше отодвигает неумолимое время события тех грозных лет. Но память людская вечна. Мы не имеем права забыть тех, кто погиб, защищая Родину, погиб, защищая нас, наше светлое будущее. Об этом и строки стихотворения Степана Щипачева "Павшим": Весь под ногами шар земной. Но в памяти всегда со мной Погибшие в бою. Пусть всех имен не назову, Нет кровнее родни. Не потому ли я живу, Что умерли они? И как был прав тот, кто сказал, что у народа, не помнящего и не знающего прошлого, нет будущего. Поэтому мы должны, мы обязаны помнить тех, кто погиб, защищая Родину. Пройдут года, пройдут века, но в памяти людской навсегда останутся те, кто отдал самое дорогое - свою жизнь! Так будем же достойны памяти павших! И пусть всегда в нашем сердце будут те поэтические строчки, пропахшие порохом и обагренные кровь". © 2004 МИМЦ "Русская филология" e-mail:.

См. также